Проблема боления 28 Апреля 2009 Страна готовится к празднованию великого дня – Дня Победы над фашистской Германией. Девятого мая все федеральные телеканалы России будут транслировать в прямом эфире парад, посвящённый 64-летней годовщине великой Победы. Практически на каждого гражданина постсоветского пространства Вторая Мировая Война оставила неизгладимый отпечаток на всю жизнь: кто-то потерял в кровопролитных боях своих родителей, кто-то дедушек (бабушек), чьи-то родные попали под обстрел. В 1941-1945 годах не было деления на "своих" и "чужих": у каждого была одна цель – победить и сломить врага, которого олицетворял сумасшедший безумец с маленькими усиками. Тогда, никто не мог даже представить себе, что спустя 64 года Адольфа Гитлера будут воспевать в своих песнях российские фанаты, а запрещённая на весь мир свастика станет неизменным атрибутом некоторых групп-поддержек отдельных клубов страны. На минувших выходных словосочетание "баннерный скандал" в очередной раз вышло на первое место по части упоминания в прессе. Заметьте, ни проигрыш ЦСКА, ни победа "Спартака" в гостях у чемпиона, ни очередное поражение "Локомотива" не привлекло столько внимания, как поистине бесчеловечный поступок людей, замеченных в секторе болельщиков "Спартака" во время выездного матча "красно-белых" в Казани. В текущем чемпионате баннерный скандал во второй раз возникает в связи с болельщиками "Спартака". По крайней мере, на фан-секторах других клубов Российской Премьер-Лиги, подобного в 2009 году не случалось. "Евро-Футбол.Ру" в своей еженедельной рубрике "ПОД ПРИЦЕЛОМ" анализирует ситуацию, сложившуюся в нашем футболе после того, как ультраправым безумцам дали возможность выражать свои (или почти свои) мысли на публичных трибунах. ПРОБЛЕМА БОЛЕНИЯ История 1. Самара. Август 2007 года. Футбольные баннеры – составляющая вещь, так называемой, спортивной индустрии, которая привносит в футбол ярких красок, дополнительный доход. Баннеры могут нести различную информационную нагрузку, но при этом преследуют единую цель — оказание поддержки команде во время игры. Впрочем, далеко не всегда баннеры преследуют только одну цель: подчас реактивные фанаты клубов способны одной фразой "уколоть" соперника. Первый громкий скандал, связанный с баннером, состоялся в Самаре летом 2007 года. Болельщики московского "Спартака" весьма своеобразным образом отреагировали на появление в своём составе игрока - уровня команды девятикратных чемпионов страны. Бразильский нападающий Веллитон был встречен улюлюканьем и расистскими лозунгами, по замыслу которых, Веллитон должен был немедленно собрать вещи и попросить руководство команды освободить его от трудовых обязанностей со "Спартаком" только потому, что ему доверили бывший номер Андрея Тихонова. На тот момент полузащитник подмосковных "Химок" был весьма озадачен тем, что его имя связывается с таким скандалом. "Monkey, go home" – ни много ни мало, именно такая фраза промелькнула на гостевом секторе в Самаре. В спешном порядке "Фратрия" объявила бойкот всем тем, кто позволил себе выставить баннер расистского толка. Через полтора года Веллитон вместе со своим соотечественником Алексом практически в одиночку удерживает "красно-белых" в середине турнирной таблице. История 2. Нальчик. Октябрь 2007 года. В двадцать первом веке футбол превратился в шоу-бизнес, но вместо гламурных зрителей у футбола появились праворадикальные фанаты. Подчас, выезжая на гостевые игры, им совершенно нет никакой разницы, против кого играет любимая команда, их задача – переполошить общественность очередной выходкой, напиться в чужом городе, прыгать с голым задом в фонтан, а если дело обстоит ещё и в национальных республиках Российской Федерации, самым шиком считается задеть национальное самосознание коренных жителей данных территорий. После одного из таких поступков, несколько лет назад, два болельщика "Спартака" навсегда остались инвалидами. Когда стали искать виновных, выяснилось, что зачинщиками являлись московские гости (впрочем, даже без следствия было понятно, что нальчане не пойдут на столичных гостей без причины с камнями: для этого москвичам нужно было сильно постараться, в дело пошло оружие, фашистские лозунги, ультраправые выкрики). И вы знаете, друзья, в этой ситуации автор строк полностью на стороне болельщиков нальчикского "Спартака". Есть такой закон жизни – защищать свою территорию от посягательств врагов – представьте себе ситуацию, друзья, что вы, ваши отцы, прадеды и так далее спокойно живёте на определённой территории, но затем приезжают опившиеся отморозки, пытающиеся доказать, что Нальчик никогда не был и не будет городом образцового проживания, а таких народов, как кабардинцы, адыгейцы, осетины (далее по списку) не существует вовсе. Что бы вы делали, господа на месте кавказских жителей? История 3. Санкт-Петербург. Ноябрь 2008 года. Для России подобные вещи не в диковинку. Самый громкий скандал, связанный с баннером, случился в конце 2008 года, когда поклонники питерского "Зенита" осквернили память самого знаменитого советского футболиста в истории Льва Ивановича Яшина. Сразу после того, как в телекамеру попали горе-болельщики, футбольная общественность всколыхнулась и начала ожидать вердикта КДК РФС. Решением наших футбольных деятелей, питерская команда была лишена поддержки родных фанатов в следующей домашней игре чемпионата России, которая состоялась уже во втором туре чемпионата-2009. Пожалуй, впервые с этого момента, можно было говорить о том, что футбольный закон, наконец, начал действовать для всех. Сразу после того, как скандал был распространён до федерального, на сайте фанатской группировки "Зенита" было опубликовано открытое письмо болельщиков "сине-бело-голубых", в котором сообщалось, что все виновные произошедшего наказаны. Несколькими часами ранее, когда ещё вердикт КДК РФС, не дошёл до третьих лиц, многие болельщики "Зенита" писали, что не собираются устанавливать личность тех, кто не является фанатом команды, а всего лишь провоцирует публику на антизаконные действия. Дик Адвокаат долгое время пытался сохранить хорошую мину при плохом стечении обстоятельств, но остаток от этого скандала навсегда будет в истории питерского клуба. История 4. Москва. Апрель 2009 года. На обсуждение этой новости и скандального баннера у футбольной России была зима. Предлагалось принять жёсткие меры, ограничивающие право болельщика на высказывание на трибунах российских арен. Против такого решения был руководитель Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин. "Запрещать баннеры ни в коем случае нельзя: таким образом, мы не решаем проблему, а загоняем ее внутрь. Разве с помощью запретов был эффективно решен хотя бы один вопрос? Вот и сейчас найдут способы их обойти. На мой взгляд, необходимо составить четкий перечень согласований, которые должен пройти тот или иной баннер" – говорил господин Шпрыгин. Комментировал ситуацию и президент Премьер-Лиги Сергей Прядкин. "Пока мы просто обменялись мнениями. В одних развитых футбольных странах баннеры разрешены, в других запрещены. Санкт-петербургский случай - не первый: вспомните хотя бы инцидент на матче "Спартака" в Самаре. Проблема действительно существует, но пути ее решения нужно тщательно обдумать. К вопросу с баннерами вернемся на общем собрании РФПЛ, которое будет обсуждать изменения в регламенте российского чемпионата". С той поры кануло уже четыре месяца, но собрание РФПЛ как собралось, так и развернулось, не найдя лучшего варианта в прописке закона. Между тем, первые туры чемпионата прошли без видимых нарушений, зато скандал грянул во время домашнего матча столичного "Спартака" со своими одноклубниками из Нальчика. Про первую часть "войны" мы уже говорили в самом начале нашего материала. Что касается столичной части противостояния, то в ходе матча группка болельщиков хозяев поля в течение нескольких секунд вытащила из-под одежды отдельные большие буквы и сложили слово, разжигающее межнациональную рознь. Мы намеренно не будем ещё раз воспроизводить эту гадость, дабы не провоцировать людей на новые проступки. Люди, близкие к питерскому "Зениту", начали с большим нетерпением ждать, какое наказание постигнет "Спартак". Первые лица КДК РФС более недели не могли определиться с наказанием (а всё оттого, что в законе не было конкретного применения средств к нарушителям), пока, наконец, не оштрафовали "Спартак" на 500 тысяч рублей. Надо сказать, что, учитывая характер баннера, москвичи могли провести следующую домашнюю игру без болельщиков. И чем, скажем, баннер про Льва Яшина отличается от того, что вывесили спартаковцы? Может быть тем, что фигура Яшина всемирно известна, и раскручена, тогда как уважение к одному отдельно взятому КОРЕННОМУ народу Российской Федерации гораздо менее важно? Не знаю, уважаемые читатели, как думаете, вы, но последовательности в действиях КДК РФС я не увидел. А вы? "Сумма штрафа вызывала, мягко говоря, недоумение. Фактически клуб оштрафовали не за сам баннер, а за то, что его появление вызвало широкий резонанс. При этом службы, обеспечивающие общественный порядок на стадионе, сработали мгновенно, и эти злополучные буквы не увидел никто, кроме заранее готового к этому фотографа. Реально же баннер не попал в телетрансляцию, его не видели ни журналисты, ни представители гостей, ни инспектор матча. Почему сумма штрафа 500 000, а не двести или семьсот? Парадокс, но некое ругательное слово оказалось в два с половиной раза дороже разбитой в прошлом году во Владивостоке головы Джанаева, которого только шапка уберегла от более серьезных последствий. Кроме того, непонятно, кто проводил лингвистическую экспертизу данного определения, кто доказал, что он оскорбил чьи-то национальные и, тем более, религиозные чувства, и вообще определил адресата баннера. Знаете, если завтра кто-то вывесит плакат «Нисенбойм – что-то там такое», меня это никак не оскорбит, я только посмеюсь" – говорил после понесённого наказания директор департамента по связям с общественностью Эдуард Нисенбойм. Можно было говорить о том, что "Спартаку" сильно повезло. Учитывая, в целом, не единичность таких случаев с участием "красно-белых", можно было ожидать, что на этом болельщики "Спартака" успокоятся. Однако то, что произошло три дня назад в Казани, заслуживает отдельного упоминания. История 5. Казань. Апрель 2009 года. Во второй раз в месяц, спартаковские болельщики устроили самый настоящий баннерный скандал в рамках чемпионата страны. Как и ожидалось, менее строгие санкции в отношении дибилов на трибунах не помогли, а скорее, наоборот, подтолкнули их к новым правонарушениям. Теперь новая выходка людей, находившихся в секторе болельщиков "Спартака", не должна быть скрыта от большинства людей, хотя некоторые интернет-сайты спортивного содержания продолжают делать вид, будто бы ничего серьёзного не случилось. Ну да, действительно, когда в открытую демонстрируют свастику и обзывают один из народов Российской Федерации матерным словом, скромное поздравление Адольфу Гитлеру – так, пустячок. На самом деле, друзья, этот последний жест спартаковцев просто обязывает нас поменять мнение о том, что всё это хулиганство малолетних детей. Нет, это, скорее, уже спланированная акция, направленная на, ни много, ни мало, подрыв государственного суверенитета в стране. Именно так принято говорить о противоправных действиях, подрывающих власть нынешнего строя в России. Так или иначе, но баннеры оказывают влияние на самосознание некоторых "особо одарённых" людей. Насмотревшись и наслушавшись на трибунах, они спустя какое-то время идут громить рынки, убивают отечественного шахматиста по одной простой причине, что человек, добывавший славу нашей стране, оказался не той внешности. Господа, скажите, пожалуйста, а какая внешность вас устроит? Возможно, для кого-то это станет откровением, но вся Восточная часть нашей страны в подавляющем большинстве заселена людьми с похожей внешностью, как у Сергея Николаева, жестоко убитого неонацистами (которые, кстати, в момент совершения преступления находились в шарфах одного известного московского клуба) двадцать девятого октября 2007 года. Мы привели пример одного самого наглядного случая того, как "впаривание мозгов" путём баннеров может отразиться на жизни обычных людей нашей с вами общей страны. Казанской милиции не повезло, что "Спартак" и "Рубин" играли в день рождения Гитлера. Равно, как не повезло и журналистам федерального специализированного интернет-сайта, которые из-за оперативной публикации материала, лишились доступа на спартаковскую базу. Руководство "Спартака" посчитало нужным сделать всё от него зависящее, чтобы фотография с изображением баннера "С юбилеем, дедушка" не попала во внимание футбольной общественности. Слова, написанные в баннере, были обращены к Адольфу Гитлеру, который в этот день ровно 120 лет назад появился на свет. Помимо слов, болельщики (а как иначе их называть, если они спокойно находились всю игру в специально отведённом для этого секторе?) разукрасили баннер запрещённой свастикой, а в довершении всего, дабы все окончательно поняли, к кому относится данное послание, начиркали после сообщения цифры "120". "Какие-то отморозки пришли на стадион и растянули баннер. Причем тут футбольный клуб «Спартак» (Москва)? Что, милиция города Казани задержала этих людей, взяла у них паспортные данные, составила протокол? Нет, у нас нет таких сведений. Есть вопросы: как этот баннер пронесли на трибуну? Почему никто не задержан? И кто сказал, что это болельщики «Спартака»? Если завтра, не дай бог, кто-то выйдет на Красную площадь с баннерами аналогичного содержания – что, опять «Спартак» виноват? Я готов самолично прийти на КДК, чтобы отстаивать интересы клуба" – говорил после случившегося Валерий Карпин. С одной стороны, тренер "красно-белых", конечно же, старается всяческим образом убрать ассоциативную линию баннера и столичного клуба, что вполне естественно. С другой стороны – Валерий Георгиевич в корне не прав. Судя по той фотографии, которая имелась в нашем распоряжении, весьма отчётливо видно, как люди в спартаковских шарфах, расположившиеся рядом с нарушителями порядка, спокойно стоят и улыбаются, глядя на баннер. Какие могут быть комментарии? Неужели наше общество настолько деградировало, что понимать истинный смысл одной фразы уже становится трудно? Забавно высказался и президент РФПЛ Сергей Прядкин, который спустя ДВА ДНЯ, после произошедшего в столице Татарстана, в интервью журналистам признался, что он до сих пор не в курсе всех подробностей… ЧТО ДЕЛАТЬ? Последние печальные события заставляют нас говорить и писать словами Николая Гавриловича Чернышевского. Во-первых, необходимо строго-настрого прописать в регламентационных документах специальную норму, запрещающую любую ненормативную лексику в написании баннеров. Многие скажут – подумаешь, придумал норму: она давно есть. Да, действительно, документы по соревнованиям запрещают болельщикам оскорблять участников поединка, гостевую сторону и так далее, но кто реально обращает внимание на закон, если санкция за его неисполнение карается двумя-тремя тысячами рублей? Если клубы не готовы отвечать за действия своих болельщиков, нужно будет действовать по-крупному – ЛИШАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ болельщикам приносить на стадион абсолютно все баннеры до тех пор, пока наше общество не придёт в нормальное состояние. Вот и сейчас, заместитель прокурора города Казани Марат Долгов намерен применить в отношении выродков со спартаковского сектора административную ответственность. "В настоящий момент осуществляется проверка по факту разворачивания этого плаката. Ответственность за данные действия предусмотрена статьей 20.3 Административного кодекса РФ об административных правонарушениях – «Пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Соответствующие службы ОВД предпринимают меры, чтобы установить личности тех, кто развернул данный плакат. Когда они будут установлены, будет решен вопрос о возбуждении административного производства, поскольку оно возбуждается именно в отношении конкретного лица, а не по факту, и привлечении его к административной ответственности. Административная ответственность означает наложение взыскания в виде штрафа на конкретное лицо от 5 до 10 тысяч или административный арест на срок до 15 суток". Весьма лаконично на все слова господина Долгова ответил Валерий Карпин – "Не думаю, что это кого-то напугает". Так вот, господа, нужно проработать такую законодательную базу (пусть даже на уровне федерального законодательства, не ограничиваясь чисто футбольными нормами), которая бы позволяла лишать свободу отморозка на несколько лет с последующим вечным запретом посещать футбольные матчи на всех стадионах страны. Конечно, пока это тяжело осуществить, но улучшение развития контрольно-пропускных пунктов на стадионах России, как раз будет способствовать к данным препятствиям на совершенно законных основаниях. В нашей стране только страх способен внушить уважение, причём, страх может быть вызван крупной санкцией. Захотели, к примеру, отечественные "гаишники" навсегда приучить водителей к ремню безопасности – моментально внесли в Кодекс об административных правонарушениях норму, о повышении штрафа за неисполнение требований. И что вы думаете? Каждый второй автолюбитель нынче не представляет своего пути без ремня безопасности. Во-вторых, органы внутренней безопасности просто обязаны раз и навсегда понять, что охрана правопорядка на трибунах выражается не только в тщательной проверке брюк и рубашек отдельных болельщиков. Уму непостижимо, каким образом фанаты – радикалы проносят на трибуны пиротехнические средства и подобные баннеры. Если история с баннером москвичей в адрес нальчан ещё понятна (там кошмарная надпись была выстроена из отдельных листов большого формата), то каким образом спартаковцы пронесли на трибуны баннер про Гитлера? Неужели такая надпись не привела к сомнениям лиц, охраняющих порядок на стадионе? "Спартак" нынче нужно серчать, причём серчать сильно и по всей строгости пока пусть и не существующего (или не работающего?) закона. Скромное предупреждение в виде небольшого для клуба штрафа нужно оставить позади, пришло время жёсткой борьбы с тем, что клубы совершенно не намерены работать со своими болельщиками. От своего лица, не нам советовать, конечно, членам КДК РФС последующее развитие событий, но игра (а, быть может, даже не одна) без зрителей вкупе с миллионным штрафом пока выглядит наиболее подходящей санкцией за все те гадости, что натворили уроды в шарфах "народной команды" за последнее время. Распространённая нынче манера ответа клубов "мы не в ответе за болельщиков" уже не действует. Ежели клуб бронирует за собой определённое количество мест на чужом (или своём) стадионе, он ОБЯЗАН отвечать (в том числе и материально) за те действия, которые совершаются поклонниками команды. Поверить в то, что незнакомые люди без билетов проникли на гостевой сектор и развернули там скандальный баннер невозможно. Причём, что самое удивительное, - отрицая причастность к тем или иным словам на баннере, фанаты во время матчей дружно и по несколько раз выкрикивают практически идентичные словосочетания, освистывают темнокожих футболистов, обзывают неприличными словами граждан бывших советских республик, забывая о том, что историческая связь между пятнадцатью республиками бывшего СССР была, есть и будет, несмотря на то, что некоторые горячие головы стремятся вычеркнуть из нашей памяти великое, не побоюсь этого слова, прошлое. Другим важным субъектом в отношениях "болельщики" – "клубы" должно стать Всероссийское объединение болельщиков, которое пока только позволяет себе выходить в свет во время распределения билетов на важные матчи сборной России. Нужно сказать дружное "баста" тем клубным руководителям, которые потакают организаторам фанатских группировок. Нужно понимать, что нет разницы, какая из группировок причастна к баннеру ("Фратрия", "Реактив", "Гринмайл" или прочие фанатские структуры клубов Премьер-Лиги). Пора уже, наконец, организовать чёткую работу клубов со своими болельщиками. Ещё через год-другой и некоторые клубы будут на полном серьёзе слушать мнение радикалов, отрицающих появление в составе темнокожих игроков. Почему в Англии, где тема национального самосознания никогда не поднимается на футбольных трибунах, молодой папаша может себе позволить взять на стадион грудного ребёнка, у нас не то, что с ребёнком, самому, иногда, страшно ходить на футбол. Если наши футбольные функционеры не способны обеспечить порядок безопасности на стадионах, давайте в таком случае будем перенимать английский опыт, а если скопировать не получится, обратимся за помощью, другого выхода у нас нет. "Я уже говорил с одним из руководителей фан-клуба и просил довести до болельщиков, что нужно терпимее относиться к другим национальностям. Тем более следующий матч у нас с грозненским «Тереком». Еще я сказал, что если они, болельщики, хотят строить будущее России без Кавказа, то это, по меньшей мере, глупо. И вообще такое поведение недостойно русского человека. Нужно, чтобы этих людей находили и наказывали. Да, болельщики отвечали мне «давайте найдем этих отморозков», однако ведь трибуны во время матча сами орали ту же фразу, которую вывесили эти люди" – слова главы службы безопасности "Спартака" Сергея Ножнина. Слово "толерантность" мне не нравится по своей сути. "Толерантность" – значит "терпимость", а терпеть, значит ненавидеть. Никто никого терпеть не должен, нужно УВАЖАТЬ друг друга, вне зависимости от того, какой у твоего товарища цвет волос, разрез глаз и форма носа. Предрассудки двадцатого века должны быть навсегда изжиты. Три последних года мы терпели, как имперские флаги со странноватым, в общем-то, смыслом начали появляться на наших трибунах (хотя всё прошедшее время мы обходились без этих флагов). Сегодня представить себе фанатскую трибуну без жёлто-чёрно-белого флага уже невозможно. Истинный замысел тех, кто толкает эти мерзкие атрибуты в среду обычных граждан, понятен и о них мы писали ещё в самом начале нашего материала. Помимо "имперок" (к которым автор материала имеет крайне негативное отношение), раздражает обилие флагов и речёвок с надписью "зига-зага", вот только не надо, пожалуйста, после этого вспоминать "сказку" про Горака и его представления относительно данной кричалки. Зачем нам брать пример с чешского легионера? Давайте в таком случае спросим Епуряну, Березовского, Жевнова, Тимощука, Ашурматова, Байрамова и узнаем, какие кричалки популярны в Молдавии, Армении, Белоруссии, Украине, Узбекистане, Таджикистане и прочих республиках. Бред, согласитесь? Каждый из нас понимает то, какой смысл вкладывают фанаты, выкрикивая "зига-зага": при быстром звучании улавливается схожесть с фашистским приветствием. Однако если на Евровидении грузинских участников исключают из конкурса за песню с названием "we don’t want put in", то в футболе (в нашем футболе) можно абсолютно всё. Футбол становится зеркалом общества, свободной трибуной для самовыражения. Как известно, даже демократия не всегда является полным выражением своего мнения. Пять лет назад мы все упустили тот момент, как наш футбол перешёл постепенно на профессиональные рельсы. Результаты пришли не сразу, но двадцать команд России уже сейчас могут с полной уверенностью заявлять о том, что являются полностью профессиональными клубами. Боление у нас осталось на уровне "быдла", пусть это и звучит чересчур обиженно для многих людей. Для некоторых из них, футбол ассоциируется с баннерами, дымовыми шашками, файерами, политическими лозунгами, возможность выкрикнуть "Россия для русских, Москва для москвичей". Одних элементов (выкриков, лозунгов политического характера) вообще не должно быть в футболе и в жизни вообще, другие (файеры, баннеры) способны всего лишь украсить футбол, они являются утилитами к самому действу, и впадать в их зависимость самая популярная игра, которой бредят на всех континентах мира, не должна. Настал момент, когда каждый из нас должен дать отпор негативным явлениям в обществе в целом, и в футболе в частности.
|